Маски сброшены? — РАППА
Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

Маски сброшены?

25 января 2021
Сергей Калмыков Эксперт индустрии развлечений
Маски сброшены? Причины для оптимизма в индустрии развлечений есть
Уже очевидно, что все попытки индустрии массовых развлечений вернуться в более менее привычное русло работы после ковидных ограничений, потерпели крах. Исследования 2-3 кварталов 2020 года, например, в США показали, что более 75% постоянных гостей тематических парков не готовы в них вернуться до адекватного решения вопросов с вакциной. Катастрофически обрушившийся спрос, вынужденное снижение загрузки аттракционов и дополнительные затраты на обеспечение всех экстраординарных санитарных норм в сумме привели к дальнейшему накоплению убытков крупнейшими парками мира после попыток рестарта в новой экономической действительности. И в нашей стране всем, кто все еще лелеет мечту, что все карусели вернутся на круги своя, и снова все будет «по-старому», можно смело сказать – ничего не вернется, привычно уже не будет никогда.

Кризис российской индустрии усугубляется тем, что качественные развлечения у нас только начали появляться, рынок очень молодой, слабый и реагирует на такие глобальные тектонические сдвиги крайне негативно. Достаточно отметить что 4 из 5 существующих на начало 2020 года проектов по строительству современных парков развлечений в России (я имею ввиду только относительно живые и известные мне проекты, не те мифические, которые «вот у нас красивая презентация, мы ищем инвестора») сегодня заморожены на неопределенный срок. «Остров мечты» в Южном округе

Москвы уже запускался и позже перезапускался в сложнейших условиях, а «Город будущего» на ВДНХ, так и не успев принять первых гостей, в пандемических реалиях перешел в режим туманного ожидания. Успешнее всего снова выглядел «Сочи Парк», которому, несмотря на поздний старт сезона, мощнейший «карантинный» туристический поток позволил летом показать целевые 10-12 тыс. гостей в день. 

AMD-200804-133633-1086.JPG

Значит ли это, что массовые оффлайн развлечения (парки аттракционов, концерты, спортивные ивенты), в целом безвозвратно теряют свои позиции? Конечно, нет. Все люди хотят живых эмоций: этих мурашек радости, когда ты только сканируешь билет на входе в парк в предчувствии яркого и незабываемого дня приключений всей семьей, настоящего, а не от вентилятора, ветра в лицо на мертвой петле роллеркостера, да и мороженое под фейерверк кажется волшебным. Даже самое высокое качество стримов, популярных сегодня виртуальных ивентов с эффектом присутствия никогда не заменят живого голоса Земфиры, улетающего к звездному небу прямо у тебя надо головой. Дело в том, что суть развлечений, заложенная в нас со времен посиделок в шкурах у костра, – это собираться вместе, чтобы испытывать впечатления и делиться ими друг с другом, глядя в глаза. Это одна из базовых внутренних потребностей человека, и она не связана с технологиями, временем и внезапно наступившим будущим.

А вот что точно радикально изменится – это цена, которую придется заплатить за настоящие развлечения. Новый мир, в котором мы уже начали жить, предполагает, что гостям придется  раскошеливаться все больше и больше на живые эмоции. В условиях растущей безработицы и постоянного существенного снижения покупательной способности населения это означает, что оффлайн развлечения будут доступны, мягко говоря, далеко не всем.

Массовый и максимально доступный по цене развлекательный продукт полностью перейдет в цифровое пространство, что позволит и дальше , при этом уже совершенно добровольно, держать основную массу российских семей по домам, где они смогут вдоволь наслаждаться нехитрым юмористическим контентом, любимыми и специально подготовленными политическими новостями, сетевыми играми и даже концертами корейских бойзбендов. Таким образом, аудитория разделится: более состоятельная часть публики безусловно позволит и дальше успешно существовать организаторам мероприятий и владельцам парков развлечений, менее состоятельная – будет безопасно и контролируемо (с точки зрений новых пандемий, например) развлекаться дома с гаджетами, что  позволит также уверенно смотреть в будущее разработчикам и дистрибьюторам цифрового контента. Важно при этом понимать, что количество игроков на рынке оффлайн развлечений значительно сократится, так как состоятельная публика будет предъявлять несравнимо более высокие требования к качеству развлечений, да и поток таких гостей ощутимо сузится.

IMG_0994.jpg

Нужно заметить, что все сопутствующие развлекательному бизнесу сервисы также уйдут в цифру полностью, а не частично, как раньше: билеты, очереди, парковки, фотоуслуги, гиды и прочие дополнительные услуги. Сотрудники в этих направлениях больше будут не нужны, пандемия обучила новым навыкам даже тех, кто им сопротивлялся в силу возрастных привычек: ребята возраста 65+ научились обновлять дачный гардероб в маркетплейсах и оформлять платные подписки. В направлении сопутствующих диджитал сервисов как раз есть куда расти профессионалам рынка развлечений, и именно в этой нише остро необходимо развивать рынок частных компаний, инноваций и стартапов, потому что в нашей стране цифровизация и виртуальная реальность (в которой кстати перманентно живут многие государственные деятели) – это чаще всего набор непонятных обывателю слов в бессмысленных и беспощадных томах тендерных документаций, созданных исключительно с целью безудержного освоения денег налогоплательщиков, а не создания чего-либо стоящего.

Еще одна ниша для роста лежит в сфере развлекательного контента для умирающих торговых центров. Пандемия окончательно открыла глаза всем, а особенно собственникам мегамоллов, что их лакомого бизнеса по сдаче арендных площадей по космическим ценам арендаторам-магазинам больше не существует, несмотря на все конвульсивные попытки жить по-старому. Остатки торговых центров еще функционируют в режиме посещения выходного дня гостями из пригородов, но и этот на глазах редеющей поток скоро закончится. Люди больше никогда не будут ходить в моллы просто за покупками – онлайн формат покупок сейчас на порядок более удобный – причем практически всех групп товаров от еды до спортивных мотоциклов.

Уже сегодня, например, весь процесс покупки автомобиля Tesla от выбора индивидуальной комплектации до получения готового автомобиля на стоянке осуществляется в мобильном приложения без единого контакта с другими людьми. Единственное, зачем люди будут продолжать ходить в оффлайн магазины – это уникальный опыт, в том числе совместный с другими покупателями, который не дает ни один гаджет. И опыт этот лежит на стыке идеологии самого бренда, гибридной реальности (phygital), геймификации и развлекательного контента, отличного от того, который можно получить просто по старинке, сидя дома в VR-очках.

Практически все мировые бренды работают сейчас над созданием таких опытов для своих покупателей, и именно такой формат заменит все существующие магазины в среднесрочной перспективе. Для оценки масштаба можно привести всего пару цифр на примере рынка виртуальных примерочных, который уже сейчас набирает обороты по всему миру: к 2024 году по самым осторожным оценкам он достигнет $7,6 млрд. при ежегодном темпе роста 20%.

По аналогии с торговыми центрами, элемент развлечения активно будет проникать в спортивные мероприятия и в туристические продукты, что открывает новые горизонты для развития индустрии и безусловно вселяет оптимизм во всех
участников рынка, кто готов перевернуть с ног на голову привычный образ мышления радикально и стремительно. Как на хорошем роллеркостере.