Новая эра впечатлений. Иммерсивные технологии — РАППА
Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

Новая эра впечатлений. Иммерсивные технологии

25 мая 2021
Журнал «Аттракционы и Развлечения» №30
Новая эра впечатлений.Иммерсивные технологии
Интерактивные музеи, иммерсивные театры и тематические парки с виртуальной или дополненной реальностью пользуются огромной популярностью сегодня. Маркетологи всерьез говорят о мировой смене потребительских предпочтений – от покупки вещей в сторону развлечений и впечатлений.

Джозеф Пайн, автор бестселлера «Экономика впечатлений», в своем интервью журналу Forbes заметил: «Экономика впечатлений влияет не только на то, что мы потребляем, но и на то, как мы себя ощущаем в процессе приобретения и использования товара. Научно доказано, что опыт и позитивные эмоции делают нас счастливее, чем материальные блага».

Английское слово immersive – «захватывающий, создающий эффект присутствия, погружения» метко описывает суть иммерсивных технологий. Объемные проекции, биометрические датчики и виртуальная реальность объединяются, чтобы вдохновить и стереть границу между «зрителем» и «участником».

Все пять чувств: зрение, слух, осязание и даже обоняние и вкус становятся «участниками» иммерсивного опыта. Человек не воспринимает увиденное поверхностно, а погружается в него, испытывая многогранные, позитивные эмоции. Разумеется, гость захочет прийти еще раз с друзьями и будет прав!

Торжество разума на службе индустрии развлечений

Как и многие современные изобретения, иммерсивные технологии были предсказаны писателями-фантастами мирового масштаба. Но, в отличие от электромобилей или видеозвонков, критики фантастических романов едко высказывались о невозможности подобных идей. А зря! Сегодня иммерсивные технологии – не просто воплотившаяся фантастическая мечта, но реальный и эффективный бизнес-инструмент. 

По данным аналитического исследования компании Huawei, рынок иммерсивных технологий в России оценивается в 1,4 млрд рублей на февраль 2021 года, и будет расти в среднем на 37% в год.

Давайте попробуем сориентироваться в видах иммерсивных технологий, популярных в мире и доступных в России.

Виртуальная реальность VR

Позволяет создать выдуманную среду или сказочную реальность в любом помещении. Для входа в волшебный мир гость надевает специальный шлем (очки) и наушники. Цифровая картинка и звуки проецируются на то простран ство, в котором находится пользователь. 
Кто использует: тематические парки по всему миру, музеи, образовательные учреждения, компании разного уровня для трендового решения маркетинговых задач.


Дополненная реальность

Совмещает реальный и виртуальный миры, дополняя окружающую действительность нужными предметами или эффектами. 

Пример использования: IKEA – один из первых магазинов, внедривших AR в свой каталог продукции. В  Дарвиновском музее с помощью AR разные представители фауны оживали и подходили к посетителям.

360 видео

Позволяет проецировать видеоизображение на все пространство комнаты: потолок, стены, пол, создавая эффект полного погружения в мир происходящего.

Пример использования: тематический парк «Звездные войны» в Калифорнии (Star Wars Theme Park California), цифровой музей Digital Art Museum Borderless в Токио, Artplay в Москве и многие другие современные музеи и тематические парки.

Искусственный интеллект и персонализация

Определяет настроения и желания посетителей, чтобы предвосхитить их ожидания. Персональная
коммуникация с гостями основана на их предпочтениях, интересах и стиле жизни.

Иммерсивные идеи – рецепт применения. Тематические парки

На смену «самым быстрым американским горкам» приходят иммерсивные и мультимедийные технологии. Испытать захватывающие эмоции, совершить путешествие во времени или пространстве становится реальным в современных торговых центрах, привлекающих посетителей не столько шоппингом, сколько
возможностью качественно провести свободное
время с семьей или друзьями.

Тематические парки как бизнес-идея очень привлекательны своей многоформатностью – это не только развлечение, но и интересный качественный отдых, розничная торговля, шоу-программы и событийные  мероприятия для посетителей всех возрастов. Каждый раз гость проживает уникальный опыт. Гибкость иммерсивных технологий позволяет менять контент под разные задачи.

Другое весомое преимущество тематических парков – масштабируемость под разные пространства. Вдохновившись идеями иммерсивных развлечений у таких гигантов как Дисней или парка «Звездные войны», мы можем создавать небольшие тематические зоны в условиях конкретного города, музея или торгового центра.

Городские музеи, театры и частные центры искусств

Фантастические перспективы воплощаются в жизнь с применением иммерсивных технологий в сфере искусства и науки. Посетители могут вступить в прямой диалог с историей или научным явлением – картины и экспонаты оживают в буквальном смысле этого слова.


Исторические и архитектурные музеи:

реконструкция различных исторических локаций и достопримечательностей с воз-можностью посетителя совершить путешествие в разные эпохи и погулять по древним историческим местам планеты.

Художественные музеи:

«живые» картины или важные элементы экспозиции, виртуальные гиды и мультимедийные мастерклассы по разным видам искусств. Например, в 2019 году в Третьяковской галерее можно было побывать в мастерских Натальи Гончаровой и Казимира Малевича и даже нарисовать свою картину, используя макеты полотен художников.

Естественнонаучные музеи:

погружение в мир дикой, живой природы в разные эпохи жизни на Земле, а, возможно, и на других планетах. Проведения научных опытов любой сложности с помощью технологий дополненной реальности AR.

Театральные представления:

мистерия актерской игры оказалось эффектно сочетается с погружающими свойствами AR, VR и видео обзора 360. Лондонский иммерсивный театр Secret Cinema приносит кассовые сборы более 10 миллионов долларов от каждого крупномасштабного мероприятия.

Игра и образование

Edutainment – остроумный термин появился, чтобы описать современный образовательный ход, сочетающий education (образование) и entertainment (развлечение). Обучаемся, играя, мы с детства, и именно иммерсивные технологии с треском рушат стереотип, что обучение должно быть через страдание и «гранит». К 2022 году глобальный оборот от продаж корпоративных решений для VR/AR-обучения вырастет до $6,3 млрд, согласно отчету ABI Research.

Реально или виртуально?

По экспертным оценкам, количество посещений тематических парков превысило полмиллиарда человек, что составляет почти 7% населения мира. Это инвестиционно привлекательная и устойчивая к кризисам отрасль. В условиях постковида и закрытых границ, иммерсивные парки, выставки, театры позволяют восполнить недостаток впечатлений, заменяя реальное пуешествие на виртуальное. И главное — не в «реальности» происходящего, а в том опыте и багаже впечатлений, ради которого и затевается путешествие.

Однако популярность не всегда означает качество. В погоне за трендом, многие создатели парков пытаются впечатлениями выбить почвуиз-под ног посетителя, ввести его в непривычное состояние или погрузить в искусственно созданную среду, но такой подход не гарантирует качественного впечатления.

В Immersive.Spaces считают, что главное – это гармония технологий, декораций и спецэффектов. Воображение посетителей становится таким же инструментом, как и технологии. Посетитель вовлекается посредством технологий в режиссерский сценарий и интуитивно взаимодействует с иммерсивной средой. Можно сказать, главная работа агентства – режиссура
впечатлений.

Мы применяем личностный подход и ставим в приоритет программируемый опыт впечатлений. Это главная творческая  задача: сформировать успешный и коммерчески эффективный проект, который будет не только восхищать гостей, но и оставлять незабываемые впечатления.

Читать 30 номер журнала «Аттракционы и Развлечения» полностью