САМЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ БИЗНЕС — РАППА
Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

Российская ассоциация парков
и производителей аттракционов

САМЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ БИЗНЕС

30 апреля 2021
Журнал «Аттракционы и Развлечения» №30. Автор: Людмила Киселева
САМЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ БИЗНЕС
Когда в прошлом году развлекательный бизнес оказался в эпицентре коронавирусных ограничений и стал чуть ли не самым «запретным» видом деятельности, многие эксперты предсказывали крах отрасли, кардинальные изменения форматов развлекательных центров и модели  поведения гостей. Однако в итоге сегодня мы наблюдаем совсем иную картину – гость вполне охотно возвращается в развлекательный центр, открываются новые игровые комплексы, и будущее отрасли уже не кажется таким мрачным, как предполагали. 

В чем же феномен развлекательного бизнеса? В чем его эластичность и устойчивость по отношению к кризисам? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к известному специалисту – ведущему эксперту в области управления развлекательными центрами – Людмиле Киселевой.

Людмила, насколько изменилисьпринципы организации развлекательного бизнеса за последние годы?

Индустрия развлечений в России развивается во многом по американскому типу. У нас похожая ментальность предпринимателей – они такие же прогрессивные по смелости решений и любят большие масштабы. Подход к бизнесу развлекательных центров в Европе совсем другой. Именно поэтому за последние 20 лет мы увидели в России столько ярких проектов. Более того, некоторых форматов развлекательных центров и парков на Западе до
сих пор нет. Наши предприниматели, например, одними из первых предложили гостям развлекательного центра услуги питания – кафе, пиццерии, рестораны. В то время как развлекательные комплексы в США ввели этот формат в работу только с 2008 года.

Во времена открытия первых развлекательных центров в России (1998- 2003 гг.) – это была новая уникальная услуга на всем постсоветском пространстве, которая очень пришлась по душе нашему потребителю.


Я начала свой путь в индустрии развлечений с должности администратора боулинг-центра «Космик» в 1999 году. Центр состоял из 1
6 дорожек боулинга, позже количество дорожек увеличилось до 32, появился бильярдный зал на 28 столов, суши бар, пиццерия и отдельный ресторан с большой летней верандой.

В наши дни целесообразно открывать такие большие центры?

Окупаемость центра зависит от набора услуг и инвестиций. Если говорить, о предыдущем периоде развития, то поскольку это была для нашего потребителя совершенно новая услуга, то он активно на нее реагировал. Соответственно, проекты с большими инвестициями окупались достаточно быстро – за 2-3 года.

Крупные развлекательные центры с большими площадями и широким набором услуг в наши дни целесообразно открывать в крупных городах. Сегодня конкурентная среда совсем другая, и больших очередей ожидать, к  сожалению, не 5 приходится. Также изменилось потребительское поведение: гость хочет за меньшие деньги полу-
чить более длительную и качественную услугу.

Однако, если говорить глобально, в чем прин-ципиальное отличие организации развлекательного бизнеса раньше и сейчас, то, наверное, в том, что сегодня он имеет возможность развиваться не только в крупных, но и в малых городах. Есть примеры успешной работы центров даже в городах с населением 50 тыс. человек.

Что вас мотивировало сменитьоперационную работу на консалтинговую деятельность?

Когда ты работаешь внутри компании, темболее, такой сильной, ты обязан учитывать корпоративные интересы и определенные ценности, но твой кругозор может быть ограничен рамками только одной организации. Со временем, я поняла, что опытом обязательно нужно делиться. Только тогда, когда ты делишься знаниями, которые у тебя есть, к тебе приходят новые знания. Это закон восполнения энергии. Если ничего не отдавать и копить в себе, нет возможности получить что-то новое, научиться новому, увидеть новое.

Сегодня, по вашим наблюдениям,при запуске проектов инвесторы чаще обращаются к специалистам или придерживаются собственного видения?

Многое зависит от человека с той стороны. 

Из своей практики, я бы выделила два типа инвесторов в индустрии развлечений.

Первый: средний и крупный бизнес. Они, как правило, не хотят играть в «угадайку», и чаще обращаются за услугами профессиональных консультантов или же покупают готовые франшизы. И есть начинающие предприниматели, которые решили пробовать себя в индустрии развлечений. Они нередко самостоятельно ищут информацию,  разрабатывают концепции и занимаются наполнением своих центров.

Сейчас при запуске проектов в сфере развлечений все чаще используют услуги профессиональных консультантов. Но предпринимательское видение при этом тоже очень важно – это основа. Задача эксперта – креативный замысел клиента перевести в бизнес-проект и предприятие, которое будет приносить ему прибыль.

Часто заказчики хотят что-нибудь необыкновенное, чтобы всех удивить. Но важно не забывать, что человек  удивляется, как правило, только один раз. А возвращается туда и пользуется тем, что ему привычно и комфортно. Удивление – это дорогое удовольствие и часто одноразовая история. Мы должны строить центры с долгим  жизненным циклом от 5-6 лет и выше. Соответственно, там должен быть проверенный набор услуг, который
стабильно пользуется популярностью, и из года в год к нему не снижается интерес покупателя.

Вы считаете развлекательныйбизнес сложным?

Наш бизнес – это самый позитивный бизнесна свете. Я об этом говорила своим официантам в смене и  администраторам в зале, когда работала в «Космике», и говорю это до сих пор всем: представляете, в какой атмосфере вы работаете! К вам приходят люди за радостью, эмоциями, и всегда с прекрасным поводом – отдых, дни рождения, просмотры спортивных соревнований, вечеринки.

Поэтому, развлекательный бизнес не сложный,но он требует к себе повышенного внимания.

Тогда в чем главные риски в этом деле?

В первую очередь, рискив отсутствии управления. Развлекательный бизнес – очень энергетический, и он требует энергии, прежде всего, от управляющего и его команды.

Руководитель развлекательного центра – это ключевое звено. Если он знает свое дело и реально получает от него удовольствие, то проект будет успешным.

Как же развлекательному центру собрать отличную команду?

Во-первых, нужно понимать, что в нашей индустрии большинство сотрудников – это люди, которые пришли к нам временно. Соответственно, все бизнес-процессы должны быть отработаны: максимально быстро учим, вводим в должность, точечно контролируем. Также должна быть система мотивации, которая стимулирует персонал .

Второй аспект – мы нанимаем на работу характер. Не все люди могут работать в индустрии развлечений. Опытный руководитель при собеседовании с потенциальным сотрудником, задав ему 3-4 вопроса, сразу это поймет. Если человек коммуникабелен и любит общаться, то он сможет работать в развлекательном центре.

Коронакризис: какие уроки мы должны извлечь из прошлого года?

Произошла ситуация, к которой никто небыл готов. Я бы не назвала это уроками, просто многие проблемы, которые существовали и раньше, стали актуальны, как никогда.

В первую очередь, это внимательный контроль своих расходов. То есть, целесообразность каждой штатной единицы, каждого квадратного метра, который у вас в аренде. Коронавирус заставил нас всех больше уйти в прагматизм.

Те, кто выстоял в этот кризис, думаю, смогут продолжить работать и дальше, т.к. игры и зрелища нужны всегда. Сегодня, возможно, даже более чем никогда. Но конкуренция в отрасли, возможно, будет снижена, поскольку не все
смогли пережить это сложное время.

Как вы считаете, какие бизнес-модели наиболее стабильны и эффективны сегодня?

Бизнес-модель устойчива,  если она работает на разные группы потребителей. Соответственно, чем шире у вас аудитория, и вы можете предложить ей разный продукт, тем вы будете более устойчивы на рынке. Если же вы сконцентрированы только на одной целевой группе клиентов, или же на одной моно услуге, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что вам придется расширяться.

Если, к примеру, вы делаете только активитипарк, то помните, что он ограничивается аудиторией от 5 до 10 лет. Для детей помладше это уже небезопасно, а детям старше – уже не интересно. Соответственно, задача – шире раздвинуть возрастные предпочтения за счет введения более технологичных видов развлечений – лазертаг, боулинг, игровые аппараты и т.д. Таким образом, аудитория посетителей может расширится до 14-16 лет и выше.

А помните, раньше часто можно было встретить центры, плотно заставленные игровыми аппаратами – этот формат полностью изжил себя?

Эта модель и сегодня жизнеспособна, номало кто умеет с ней работать. Поскольку игровое оборудование достаточно дорогое, его нужно и важно ставить на «поток потребителей», например, при входе в активити-парк, кинотеатр или фуд-корт. Тогда игровые аппараты будут приносить стабильно высокую выручку и будет возможность их обновлять.

В рамках семейного развлекательного центра игровые аппараты и сегодня являются высоко рентабельными. Вопрос в правильной организации. Если раньше 70% площади центра занимали игровые аппараты, а 30% лабиринт, то сейчас: 70-80 % – это активити зона, а 20-30% – аппараты. В этом случае такая модель будет замечательно работать.

Тематизация – это обязательныйэлемент развлекательного центра или без него можно обойтись?

Исходя из моего опыта, могу сказать, что тема-тизация развлекательного центра на выручку не влияет. (Если это только не большой парк аттракционов). Для крытого развлекательного центра, в первую очередь, важно качество оборудования, качество интерьера и качество обслуживания.

Тематизация важна для детей до 5 лет, когда они еще пребывают в «мультиках». Для современных детей основная цель, это оторваться, что называется по полной – побегать, попрыгать, полазить. Они для этого и приходят в  развлекательный центр. Это, конечно, не означает, что тематизация совсем не нужна, но подходить к этому вопросу необходимо более рационально. Иными словами, тематизация помещения не может заменить собственно игровое оборудование.

Как должна строиться ценовая политика развлекательного центра?

Только от рынка. Здесь универсальных рецептов нет, нужно изучать вашу конкурентную среду, потребительское поведение, покупательскую способность и т.д. Нельзя сравнивать модели развлекательных центров, которые успешно работают в Москве, в Санкт Петербурге с теми, которые будут функционировать в городе с населением 100-200 тыс. человек – это будут совершенно разные цены и подходы к продажам.

К сожалению, сегодня наблюдается снижение доходов населения, но при этом наш гость хочет получать более качественные и объемные услуги. Поэтому, основной подход в ценообразовании: время – деньги. 

Ваши прогнозы по развитию развлекательного бизнеса в России?

Развлечения были, есть и будут. Качественные развлекательные центры не зависят от потока торгового центра, они сами по себе самодостаточны и служат якорем для многих ТРЦ.

Я думаю, что будущее за мультиформатными развлекательными комплексами с широким набором услуг для разной аудитории. Есть прогноз, что торговая недвижимость будет освобождаться, цена аренды снижаться, и это будет являться хорошим стимулом для развития развлекательного бизнеса.

Какие советы вы бы дали начинающим предпринимателям?

Очень внимательно относиться к выбору концепции центра. Все просчитывать, подвергать критическому анализу каждый элемент вашего проекта. Уделять внимание управлению и качеству оказания услуг. Развлекательный бизнес требует постоянного участия и заинтересованности всех сопричастных к нему людей, от владельца до инструктора.

Беседовал Игорь Родионов

Читать 30 номер журнала «Аттракционы и Развлечения» полностью